Formed |
1980, Москва |
Disbanded |
1990 |
Group Members |
Александр Ситковецкий, Крис Кельми, Леонид Макаревич, Леонид Гуткин, Владимир Якушенко, Сергей Брутян |
Biography
Впервые «Автограф» обратил на себя внимание в 1980, блеснув на фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, где его эффектный и виртуозный стиль, исключительные вокальные данные и мастерство инструменталистов произвели должное впечатление как на слушателей, так и на жюри, присудившее группе вторую премию.
Основатель группы, композитор и гитарист Александр Ситковецкий, начинал свою музыкальную биографию в школьных и студенческих группах конца 60-х — начала 70-х годов. Летом 1972 он собрал культовую группу московской подпольной сцены 70-х годов «Високосное лето», распад которой летом 1979 и привел к появлению на свет «Автографа». В первоначальный состав группы вошли: Александр Ситковецкий (соло-гитара), его коллега по «Високосному лету» Крис Кельми (клавишные, вокал), Леонид Макаревич (клавишные), Леонид Гуткин (бас, фагот; экс-«Кузнецкий мост»), Владимир Якушенко (барабаны) и вокалист Сергей Брутян, который на раннем этапе существования группы, безусловно, был самой яркой ее фигурой. Выступали они довольно часто и успели сняться в лирической комедии Леонида Квинихидзе «Шляпа», но затем группа прошла через серию изменений. Кельми ушел в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков
группы «Виктория» создал свое «Рок-ателье», а занятый в других проектах Якушенко уступил место дебютанту Виктору Михайлину.
Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя «Автографа» известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, заключив контракт с Москонцертом. Решив вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, Брутян в 1981 ушел, а его место занял Артур Беркут Михеев, который до этого недолго пел с группой «Волшебные сумерки». «Автограф» интенсивно выступал, гастролировал по стране, записывался. Успехом у слушателей пользовались его песни «Ливень», «Блюз Каприз», пьеса «Марсианские хроники» и один из главных хитов тех лет «Ирландия. Ольстер». Тексты для «Автографа», как и для «Високосного лета», писала московская поэтесса Рита Пушкина-Линн.
Внезапное окончание периода либерализма поставило «Автограф» и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением «Автографа», продолжавшим
звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Г. Свиридова «Время, вперед». В середине 80-х годов группа записала два альбома, позднее положенных в основу их дебютной пластинки (1986).
|
|
Вынужденную паузу музыканты использовали для бесконечных репетиций и работы над новым материалом. Следующий крупный опус, сюита «Век №20», был сочинен под вокальные данные Беркута, включал и оркестровые эпизоды, но оказался интересным только для профессионалов и почитателей близких по замыслу рок-симфоний.
В середине 80-х годов «Автограф» становится выездным и начинает выбираться за границы Советского Союза. В июле 1985 это была единственная группа, через телемост представлявшая СССР в международной благотворительной акции Live Aid, хотя ее выступление там едва ли произвело сенсацию. Летом 1987 «Автограф» неожиданно для себя получает премию на популярном в странах социалистического лагеря музыкальном фестивале в Сопоте (Польша), впервые выезжает в Слединенные Штаты Америки, где удостаивается доброжелательных откликов музыкальной прессы.
После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, «Автограф» со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался
в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь. Пытаясь отыскать новый рецепт успеха, Ситковецкий радикально изменил формулу звучания группы, переключившись на песенный поп-рок. Ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, «Автограф» покинул Макаревич.
В новую версию группы вошли клавишник Руслан Валонен, который в начале 80-х годов недолго играл в группе «Москва», саксофонист и певец Сергей Мазаев, ранее — участник ансамбля «Здравствуй, песня». Однако записанный этим составом альбом «Каменный край» встретил равнодушный прием, и «Автограф» впал в творческую кому, из которой уже не вышел. Летом 1990 Мазаев покинул группу, и в середине 90-х годов, после ряда эфемерных проектов, добился успеха как лидер «Морального кодекса». Гуткин и Беркут продолжали экзерсисы в области арт-рока с группой «Рококо», а Ситковецкий обратился к классической музыке, записав несколько инструментальных альбомов, вышедших в Европе. В 1992 английское телевидение посвятило его творчеству телефильм. В настоящее время Ситковецкий живет в Великобритании.
Discography (albums)
1981 |
Весенние Ритмы. Тбилиси 80 |
1983 |
Автограф I |
1984 |
Автограф II |
1986 |
Автограф |
1989 |
Каменный край |
|