Biography
«Пикник», рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Возникла в сентябре 1978 в Ленинградском политехническом институте на обломках локально популярного «Ориона».
В составе: Сергей Омельниченко (гитара, вокал), Евгений «Жак» Волощук (бас), Алексей Добычин (вокал), Николай Михайлов (флейта) и Александр Мацков (барабаны), последнего два месяца спустя сменил Александр Кондрашкин.
Некоторое время группа успешно сотрудничала с самодеятельным театром Ленинградского политехнического института, где участвовала в постановке музыкального спектакля «Слово о полку Игореве».
В марте 1979 «Пикник», состав которого усилил однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на ежегодном фестивале «Весна в Ленинградском политехническом институте», где сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными подмостками и на протяжении следующих двух лет был одним из наиболее активных участников подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал в Новгороде и Москве. Репертуар «Пикника» в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко — энергичные рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной «Машины времени» (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме «Пикника» «Дым»). В рядах группы побывали разные музыканты, среди которых следует отметить Павла Кондратенко (впоследствии «Демокритов колодец» и «Алиса») и Петра Трощенкова. В начале 1981 «Пикник» принял деятельное участие в создании Ленинградского рок-клуба, а той же осенью оригинальный состав группы распался: Данилов ушел в «Тамбурин», Омельниченко в «Орнамент», Трощенков начал играть с «Аквариумом», Михайлов стал членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его президентом. Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли участники еще одной рок-клубовской группы «Лабиринт» Эдмунд Шклярский (гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев (гитара).
Эдмунд Шклярский (p. 26 сентября 1955, Ленинград) вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился играть на скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Осенью 1972 он несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, в ту пору второкурсником факультета прикладной математики Ленинградского университета (легендарный «Аквариум» тогда существовал скорее в его воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел идти своим путем.
Годом позже он поступил в Ленинградский политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую группу «Удивление». Следующей весной группа приняла участие в третьем фестивале групп политехнического института, получив специальный приз жюри за песню Э. Шклярского «Дилижанс» — вопреки господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с самого начала хотел петь по-русски и только свои песни.
В середине 70-х годов Шклярский недолго играл в «Орионе», потом репетировал с будущим основателем «Странных игр» Виктором Сологубом и, наконец, стал участником группы «Лабиринт», с которой был принят в рок-клуб, а после ее распада попал в «Пикник».
Регулярно меняя барабанщиков и совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли не большая часть концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в том числе его 1-й фестиваль), «Пикник» постепенно пробился в число самых популярных групп клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они записали альбом «Дым», который открыл Шклярского как сильного мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 «Пикник» расстался с Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной диссертации) и занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще через год раскололся надвое: Шклярский и Савельев ушли на профессиональную сцену, оставив за собой название «Пикник», а Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель (гитара, фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное «Продолжение следует».
В конце 1984 Шклярский и Савельев при поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные), Владимира Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали свой второй альбом «Танец Волка» — возможно, лучшую в истории «Пикника» работу, полную мрачных образов и драматических сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока.
|
|
Благодаря расходившимся по стране записям популярность «Пикника» росла, хотя группа в этот период практически не существовала. Лишь в 1986 был сформирован ее новый состав: Шклярский, Савельев, бывший участник группы «Зеркало» Сергей Воронин (p. 29 марта 1956; клавишные), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев (ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос (p. 28 августа 1957), некогда игравший в самодеятельном «Пикнике» и группе «Продолжение следует».
В сентябре 1988 «Пикник» впервые за несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и был с восторгом встречен слушателями. Фирма «Мелодия» одну за другой выпустила две их пластинки.
В январе 1989 группа чуть было не развалилась: вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за собой уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу «Замок Зо» с покинувшими при аналогичных обстоятельствах «Алису» Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло под эгидой журнала «Аврора» одноименном рок-фестивале, где прозвучали фрагменты их новой программы. К марту 1990 «Замок Зо», записав единственный альбом и совершив несколько гастрольных поездок, развалился, а «Пикник» восстановил состав образца 1988.
После длительного перерыва «Пикник» вернулся в студию и записал мощный и убедительный в музыкальном отношении альбом «Харакири» (1992). Савельев к этому времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он передал этот пост бывшему барабанщику «Пикника», Алику Бахтиярову. Чтобы заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в «Пикник» был приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из «Продолжения следует» и осовремененной версии рекшановского «Санкт-Петербурга»). Он оставался в группе до весны 1994, после чего покинул музыку, а позже эмигрировал. Единственной вышедшей в этот период работой группы стал «Коллекционный альбом», в котором были представлены лучшие номера из репертуара группы за 1982—90.
Казалось, «Пикник» был обречен на судьбу многих групп, пик популярности которых пришелся на времена андерграунда и последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа удивила всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной паузы в 1995 альбом «Немного огня» уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его умение вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не меняя в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно восхищения.
В 1996 на свет появился новый — восьмой (или девятый, если приплюсовать коллективный сборник «Вампирские песни», в котором музыка «Пикника» занимает центральное место) диск «Жень-шень», началось переиздание его музыкальных архивов (интересно, что альбомы «Пикника» оформлены иллюстрациями
Шклярского, что лишний раз демонстрирует многогранность его дарования).
Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы, Алик Бахтияров. Летом 1996 группу во второй раз оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот раз занял не известный до этого момента Александр Рокин (р. 5 апреля 1963). «Пикник» продолжает выступать и записываться.
Discography (albums)
1982 |
Дым |
1984 |
Танец волка |
1986 |
Иероглиф |
1988 |
Родом ниоткуда |
1991 |
Харакири |
1994 |
Немного огня |
1995 |
Вампирские песни |
1996 |
Жень-Шень |
1997 |
Стекло |
1998 |
Пить электричество |
2001 |
Египтянин |
2002 |
Чужой |
2003 |
Говорит и показывает |
2004 |
Тень вампира |
|