Biography
На протяжение всей своей карьеры на рок-сцене — шумной, яркой, а порой и весьма противоречивой, «Алиса» неизменно поляризует общественное мнение, вызывая, с одной стороны, пламенное восхищение, а с другой — столь же эмоциональное неприятие. Вместе с тем даже ее противники не в силах отрицать того, что «Алиса» остается одним из наиболее удивительных художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее лидер Костя Кинчев (настоящее имя Константин Панфилов; p. 27 декабря 1958, Москва) принадлежит к числу наиболее самобытных поэтов российского рока.
Как идея, «Алиса» появилась на свет в марте 1983, когда Святослав Задерий (p. 30 июня 1960, Ленинград), в прошлом бас-гитарист хард-роковых групп «Летающая крепость» и «Хрустальный шар», собрал вместе молодых музыкантов, разделявших его интерес к новой волне, реггей, глэм-року и рок-н-роллу.
Основу новой группы, поначалу назвавшейся «Дафна» (это название предложил благоволивший к ним Николай Михайлов, в ту пору президент Ленинградского рок-клуба), а позднее «Магия» (под которым она была принята в рок-клуб и дала первые концерты), составили музыканты «Хрустального шара», откуда помимо самого Задерия пришел Михаил Нефедов (p. 10 января 1961, Ленинград; барабаны), и «Демокритова колодца», где годом раньше впервые встретились Андрей Шаталин (p. 6 апреля 1960,
Красноярск; гитара) и Павел Кондратенко (клавишные).
На протяжении следующего года группа безуспешно пыталась пробиться на сцену 1-го Ленинградского рок-фестиваля, сменила репертуар, название и двух вокалистов (одним из них был Олег Эльтиков, позднее работал в «Буратино-бэнд», а другим — не прижившийся поначалу Петр Самойлов (p. 20 ноября 1958, Ленинград), который промелькнул в «Магии»/«Алисе» по пути из «Союза любителей музыки рок» в «Патриархальную выставку»), а весной 1984 представила на суд зрителей 2-го фестиваля рок-клуба концептуальную программу «Кривозеркалье», в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой Кэрролла (откуда, собственно, и появилось название «Алиса»), переплетались с утрированно гротескным изображением повседневной жизни.
«Алису» заметили, однако настоящий успех пришел к группе лишь весной 1985, когда очередного вокалиста Бориса Борисова сменил у микрофона Костя Кинчев, переехавший в Питер, где он нашел более благодатную почву для воплощения своего замысла. До «Алисы» он имел опыт работы преимущественно в группах второго эшелона, игравших на танцплощадках Подмосковья. Случайная встреча со Славой Задерием решила судьбу обоих — и Костя отправился в северную столицу, где с помощью Славы и музыкантов «Секрета» в феврале 1985 записал свой соло-альбом «Нервная ночь», который увидел свет под вывеской «Доктор Кинчев и группа Стиль». Так Костя Панфилов приобрел имя, под которым ему и было суждено прославиться.
Выступление «Алисы» на 4-м Ленинградском рок-фестивале стало сенсацией — во многом благодаря актерскому дарованию Кинчева, которое раскрылось после встречи с подходящими партнерами, своеобразному мелодическому чутью, его ярким и образным текстам. Одаренный поэт, Кинчев изобразил в своих песнях галерею монстров, порожденных фобиями урбанистической цивилизации, создал своеобразный поэтический мир, независимый как от символистских традиций Питера, так и от ерничества нововолновых москвичей, обнаружил явное чувство юмора, а еще позже написал песни «Мое поколение» и «Мы вместе», которые на много лет стали символом единения, которое предлагал молодым рок-н-ролл, и сделали самого Кинчева абсолютным кумиром подростков.
Летом 1985 «Алиса» снялась в двухсерийном телефильме «Переступить черту» (сценарий А. Житинского по детективной повести С. Родионова), а осенью того же года, во время записи своего дебютного альбома «Энергия» на студии Андрея Тропилло, распалась на несколько самостоятельных фракций: Кинчев, вернувшийся в июне, чтобы заменить уехавшего по распределению
Шаталина, Самойлов и Нефедов пытались организовать группу «Радость»; Кондратенко и джазовая певица-гитаристка Людмила «Терри» Колот создали проект «Аврора», а Задерий спешно искал новых музыкантов. В самом начале 1986 он собрал новую версию группы в составе Кондратенко, Нефедова, вернувшегося в Питер Шаталина и Колот, однако через два месяца, так и не дав ни одного выступления, она развалилась (последние двое отделились, создав свою группу «Что делать»).
Лишь в апреле 1986, в предвкушении надвигающегося 5-го фестиваля, два лидера «Алисы» нашли в себе силы объединиться и вновь удостоились звания лауреатов, выступив с великолепной программой «По ту сторону добра» (к сожалению, ее в то время не удалось записать на пленку, хотя все песни позднее вошли в те или иные альбомы). В состав «Алисы» во время фестиваля входили Кинчев, Задерий, Самойлов, Кондратенко, Нефедов, а также гитарист Сергей Васильев (p. 2 июля 1961, Ленинград) и трубач-флейтист Олег Васильев (однофамилец предыдущего). Помимо них в фестивальном концерте принимал участие Алексей Рахов из «АВИА». В тот же период группа приняла участие в съемках художественной ленты Валерия Огородникова «Взломщик», в котором Кинчев (лишь с относительным успехом) сыграл главную роль, и документального фильма Рашида Нугманова «Йях-ха».
В концертах лета 1986 были задействованы гитарист «Джунглей» Андрей Отряскин и саксофонист Сергей Ячменев, но состав стабилизировался лишь в сентябре, когда в «Алисе» вновь появился Андрей Шаталин. Осенью группа с успехом выступила на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). В конце года Слава Задерий объявил о создании новой группы «Нате!». На протяжении 1987 «Алиса» интенсивно гастролировала по всей стране, в июне 1987 выпустила альбом «Блок ада», который знаменовал возвращение группы к бестрепетному и несколько прямолинейному рок-н-роллу, однако завербовал для нее новые тясячи поклонников. Олега Васильева летом 1987 сменил бывший саксофонист «Объекта насмешек» Александр Журавлев.
|
|
Успех киноролей Кинчева, широкое распространение записей группы и снятие многих идеологических барьеров, которые сделали возможными гастрольную практику и концерты на стадионах для групп, еще год назад находившихся в глубоком подполье, способствовали быстрому росту популярности «Алисы», что на определенном этапе вызвало к жизни феномен «алисомании». Выступления группы начали превращаться в пугающий непосвященных ритуал поклонения любимым артистам, сопровождаться различными эксцессами, причиной которых нередко
оказывалась лишь слабая организация концертов.
В 1987 возникло так называемое «дело Кинчева». Началось оно 17 ноября во Дворце спорта «Юбилейный», когда ретивые милиционеры не пропускали жену Кинчева на концерт «Алисы». Позвали Кинчева. Он подошел за ограждение к жене (в это время она была на седьмом месяце беременности), а назад ни его ни ее уже не пустили. Очередная попытка объясниться закончилась как со стороны милиции, так и со стороны музыканта рукоприкладством, и он был брошен в «воронок». После вмешательства администратора Кинчева освободили; после чего концерт группы все-таки состоялся. Но на этом инцидент не закончился: были статьи в газетах (в «Смене» высказывались обвинения в адрес Кинчева в пропаганде неонацизма), письма деятелей культуры и пр. Группа на полгода была лишена концертной деятельности. По совету адвоката Кинчев и его жена подают иск в прокуратуру по поводу событий на служебном входе, а группа — в суд на газету «Смена». «Дело» закончилось только спустя несколько месяцев: Костю взяли на поруки, а газета «Смена» в одной из своих статей публично извинилась перед Кинчевым.
В первой половине 90-х годов «Алиса» интенсивно гастролировала по стране, играла на всевозможных фестивалях, записала двойной концертный альбом «Шабаш» (1991), включавший как старые хиты, так и новый материал и великолепно отражающий волнующую атмосферу выступлений группы. Затянувшаяся пауза в появлении новых студийных работ закончилась в 1992, когда «Алиса» подписала контракт с «Moroz Records», выпустившей ее альбом «Для тех, кто свалился с Луны» (1993) и все последующие. В этот период сама «Алиса» поддерживала (в том числе и материально) издание музыкального альманаха «Иванов» и журнала «Шабаш», издателем которых был тульский журналист Сергей Степанов.
В начале 1996 группа «Алиса» приятно удивила, выпустив мелодически свежий, полуакустический альбом «Джаз», на котором были собраны песни, прежде звучавшие лишь на сольных концертах Кинчева. Значительную роль в записи альбома сыграл экс-музыкант «Бригады С» Рушан Аюпов (баян, клавишные, вокал). Помимо него в работе над «Джазом» участвовали Сергей Рыженко (скрипка), Сергей Воронов из «Кроссроудз» (губная гармоника) и духовая секция той же «Бригады С». На FM-радио моментально зазвучали песни «Перекресток», «Дождь», «Театр», «Ночные окна».
В 1996 и 1997 «Алиса» принимала участие в питерских рок-фестивалях, которые проводил Театр «ДДТ», а осенью 1997, после выхода альбома «Дурень», начала репетиции новой программы.
В январе 1998 Кинчев совместно с питерский музыкантом и продюсером Александром Аксеновым (Рикошет) записал альбом
«Геополитика», составленный из хитов «Алисы» в техно-обработке. В том же году вышла рок-энциклопедия на CD-ROM «Алиса. Быль да Сказки». В марте 1998 вместо А. Пономарева в состав группы вошел новый гитарист Евгений Левин. В июне того же года появился концертный альбом «Пляс Сибири на берегах Невы», записанный 20 декабря 1997 во ДС «Юбилейный» (Санкт-Петербург). Одновременно музыканты начали работать над своим очередным альбомом («Солнцеворот») и приняли участие в съемках документального фильма «Рок-н-ролл — это не работа» (режиссер Виталий Муха Мухаметзянов). В декабре 1998 группа отметила свое пятнадцатилетие, выступив с большим концертом в Санкт-Петербурге. Празднование юбилея было продолжено в феврале 1999 в московском СК «Олимпийский», где при полном аншлаге состоялся концерт «15 лет — как один день». Весной 1999 «Алиса» и «Агата Кристи» провели совместный тур «15 лет красно-черных чудес» по 10 городам Сибири и Поволжья. Протестуя против развязывания военных действий странами НАТО и США в Югославии «Алиса» отказалась от участия в фестивале «Легенды
русского рока», проводимого на территории США. В мае 1999 коллектив выступил на благотворительном концерте (Москва, ГЦКЗ «Россия») «Хвалите имя Господне», посвященном началу празднований 2000-летия Рождества Христова. В самом начале 2000 песня Рождество (после показа одноименного клипа на телеканале ОРТ) заняла верхние места в национальных чартах. В феврале 2000 появился диск «Солнцеворот», который Кинчев оценил как знаковый. Весной 2000 в группу пришел новый клавишник Дмитрий «Ослик» Парфенов, ранее выступавший в «Автоматических удовлетворителях».
Discography (albums)
1984 |
Нервная ночь |
1985 |
Энергия |
1987 |
Блок Ада |
1989 |
Шестой лесничий |
1990 |
Шабаш |
1993 |
Для тех, кто свалился с Луны |
1994 |
Черная метка |
1994 |
Ст. 206 ч. 2 |
1995 |
Алиса на Шабаловке |
1996 |
Акустика. Часть 1 |
1996 |
Jazz |
1997 |
Акустика. Часть 2 |
1997 |
Дурень |
1998 |
Пляс Сибири На Берегах Невы |
1998 |
Геополитика |
2000 |
Солнцеворот |
2001 |
…Танцевать |
Официальный сайт: www.alisa.net
|