Formed |
1980, Ленинград |
Disbanded |
1991 |
Biography
Просуществовавшая десять лет группа «Зоопарк» стала одним из краеугольных камней в фундаменте отечественного рока, оказав значительное влияние на всю его эволюцию, а основатель группы, безвременно ушедший от нас гитарист и певец Майк Науменко, был и останется одной из самых ярких звезд русского рок-н-ролла.
Михаил «Майк» Науменко (18 апреля 1955, Ленинград — 30 августа 1991, там же) начал интересоваться музыкой еще в школе, хотя в отличие от большинства сверстников, которые предпочитали слушать британский бит, а затем хард-рок, увлекался белым ритм-энд-блюзом Rolling Stones, американским фолком, поэзией Боба Дилана и Марка Болана. О его музыкальных занятиях «дозоопарковского» периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977 недолго играл в «Союзе любителей музыки рок»; в 1977—79 периодически сотрудничал с «Аквариумом» в качестве
приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов, а летом 1979 совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт» (что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина «Разомкнутый круг»).
В середине 1978 Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом «Все братья — сестры».
Осенью 1980 он наконец-то собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Они начали репетировать в ноябре 1980, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом «Blues de Moscou». В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 и записал на студии «АнТроп» альбомы «Вчера и позавчера… в уездном городе N» (1983) и «Белая полоса» (1984), которые сделали его имя и песни известными всей стране.
В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп — от «Длинной дистанции», которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников Beatles до официозно-филармонических «Землян». Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-«Аквариум», «Агуст»), с которым Майк играл еще в легендарной «Группировке».
Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в Ленинградской «Смене», несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая Полоса», на котором играли басист «Аквариума» Александр Титов и барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией «Алисы» (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «Зоопарк», включавший Сергея Тессюля (экс-«Зенит») и Валерия Кирилова (в
разное время игравшего всюду — от хардового «Пепла» до эстрадной «Калинки»).
|
|
Следующей весной «Зоопарк» вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе «Волшебное путешествие». Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники «Зоопарка» были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987.
В сентябре 1987 «Зоопарк» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков. В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму»). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с «Зоопарком» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы «Почта», которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на пластинке альбом Майка Науменко «LV» (записанный в 1982 Игорем «Панкером» Гудковым), а 30 августа того же года певец был найден мертвым у себя дома: причиной его смерти стал перелом основания черепа.
Масштабы влияния Майка на весь отечественный рок-н-ролл стали заметнее к середине 90-х годов, когда его песни начали появляться в репертуаре как звезд отечественного рока («Крематорий», «Ва-Банк»), так и клубных групп («Опасные соседи», «Улицы», «Кирпичи» и пр.), а его «уличный реализм» послужил отправной точкой для текстовой традиции 90-х годов. С позиции сегодняшнего дня несомненно влияние Майка на музыку раннего «Кино» (и поэтический язык Цоя), «Чайфа», Юрия Наумова и многих других.
В 1992 в Москве был издан альбом-посвящение Майку, в котором его песни пели московские группы. В конце 1997 «Альба Рекордс» выпустила альбом «Парк Майкского периода», на котором его песни исполняют современные звезды.
Практически все известные записи Майка и «Зоопарка» на протяжении 90-х годов были подвергнуты ремастирингу и изданы фирмой «Отделение Выход».
Блестящий переводчик, Науменко оставил несколько интересных переводов книг о западной музыке (к сожалению, до сих пор не изданных), а также научной фантастики (переведенный им с сестрой Татьяной роман Э. Ф. Расселла «Ближайший родственник» в 1993 вышел в издательстве «Северо-Запад»).
Летом 1996 и сам Майк стал героем книги, авторами которой
выступили его друзья, бывший редактор легендарного журнала «Рокси» Александр Старцев и основатель группы «Кино» Алексей Рыбин.
Что касается остальных участников «Зоопарка», то Александр Храбунов играет с группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной классики; Кирилов покинул музыку, а Куликов умер в 1994. Последний басист «Зоопарка» Наиль Кадыров продолжил свою карьеру в группах «Оазис Ю» и «Вермишель-оркестр».
Discography (albums)
1978 |
Все братья — сестры |
1980 |
Сладкая N и другие |
1981 |
Blues de Moscou |
1982 |
LV |
1983 |
Уездный город N |
1984 |
Белая полоса |
1984 |
The Best |
1986 |
Иллюзии |
1987 |
Дубль Вэ |
1996 |
Легенды русского рока. Зоопарк |
|