The Vinyl World
Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

Башлачев А.

Исполнитель Альбом Запись Издатель Примечание
Башлачев А. Время колокольчиков 1984—1985 Мелодия (СССР)

 

Born 1960, Череповец
Died 17.02.1988

Biography

Башлачев А.Говорят, поэт в России больше чем поэт, имея ввиду его, поэта, общественно-политическую значимость. Поистине, идея поставить общественно-политического мужа выше поэта могла родиться только в куриных профкомовских мозгах.

Как известно, любимой группой Александра Башлачева были Doors. Равно как известно, что американские молитвы не чета русским, и СашБаш для русского рока больше Моррисон, чем Моррисон, потому как прошел гораздо дальше по своему мессианскому пути. Промеж разного толка людишек колобродит меж тем несуразное мнение, чего, мол, таких, как Башлачев к рок-н-ролльной роте приписали? Мол де, место им в строю бардов-песенников творожных. Что ж, все, и мнения в их числе, имеют право на жизнь, кроме тех, что не пережили аборт. А так как места для доводов да контраргументов ну вот нет у меня совсем, да и желания тоже — чай не в телевизоре, сейчас я вам это мнение выскоблю.

Для начала надо прочно помнить, кто кричит «Держи вора!» — так называемые «рокеры», высидевшие на творческом насесте такие перлы, как «Бедный мой диван, он устал от ран» и «Сардины облаков плывут на юг», а попросту: бездари и дурни. Следующий заход: за любовь к ежикам вряд ли можно сесть в дурку, а за «Не мореплаватель, не плотник, не академик, не герой, — Иван Кузьмич — ответственный работник — он заслужил почетный геморрой» можно вполне, не говоря уже о «Времени колокольчиков», «Ванюше» и их полку. Это по внешнему радиусу. А по внутреннему… Рок-поэт Башлачев — это как твой персональный маленький Страшный судик, репетиция-с, а бард песенник — это как ты на пикнике с шашлыком Каберне закерял уже, и лежишь, отвалившись, и все-то тебе до жопы — выходные-с! В Башлачеве поэта видать сразу — расчихвостит правду-сучку двумя-тремя движениями, как банан — а ты стоишь, как враг перед танком, и испытываешь господень страх.

Поэзия Башлачева не поэтична — памятуя о том, что этим мундиром мы привыкли крыть романтическое в курсистке. Она глубоко социальна и эгоцентрична одновременно и иногда критична до жестокости. Жестокость здесь — самоуничижительное, гоголевское копание в себе ножичком, не голливудские сцены насилия или необъяснимое азиатское зверство русского мужичка-душегуба. Слушая, как Башлачев исполняет свои песни, и захочешь, может, выключить патефон, а не сможешь оторваться, даже если поймаешь себя на мысли, что порой несколько тягостно слушать этот монотонный гитарный дребезг. Ведь, касаемо музыки, известно, что ее, собственно, нет, и гитара — фон, сопровождение, только усиливает влияние башлачевских стихов на психические процессы слушателя.

По аналогии с географией цветов, на ретроспективе Башлачева, части шестой, однако ж больше теплых песен, нежели более ассоциируемых с ним холодных, надрывных, таких, как «Ванюша» или «Вечный пост» с этой пластинки. По-мудрому добрая «Вишня», в чем-то шутейная «Верка, Надька, Любка», и даже «Осень» — песни именно что теплые, пробуждающие уверенный оптимизм, как писал другой американский поэт: «As I paint this picture grey and taste the pain I’ll play the optimist again». Чтоб не взгрустнул на флэту народ (а пластинка собрана, разумеется, из разных «домашних» записей) — есть и откровенно балагурные песни, такие, как житийные «Не позволяй душе лениться» или «Новый год» — «серьезные меры по борьбе с тоской». (Есть еще блок музыкальных пародий, «песен про зайцев», но это уже информация сугубо справочная, вы ее найдете в списке песен — если откликнется).

…Впрочем, пересказ стихов дело насколько глупое, настолько и неблагодарное. Остается только поражаться, насколько Башлачев владел силой слова: если довериться тем вульгарным материалистам, что разумеют мысль как электрический разряд, то выходит, что вот, вроде бы два ну простецких слова, а поставил их поэт рядом с друг дружкой, и такой у них потенциал громадный оказывается, что пробивает тебя, как «кондер», и хлещет тебя и лупит мыслью, током.

Хорошо, что в России есть поэты — не то бы совсем извели людей Большие Люди.

Discography (albums)

1984 Первый концерт в Москве
1984 I
1985 II
1985 Третья столица
1985 III
1985 V
1986 IV
1986 Таганский концерт
1986 Лихо
1986 Вечный пост
1988 VI
1988 VII
1998 Легенды русского рока

Copyright © 1988 ReDamn
Сайт создан в системе uCoz