The Vinyl World
Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

Мифы и реальности «древней» звукозаписи

Владимир Горбачевский, журнал «Stereo&Video», № 4, 1998 г.

Сначала о достигнутых в области грамзаписи технических параметрах, касающихся только механических устройств в трактах звуковоспроизведения. Частотные характеристики, достигнутые, например, уже в далеком 1978 году, были, даже по сегодняшним меркам, очень хороши как для головок звукоснимателей — например, 10 Гц—50 кГц ±1,5 дБ (Pickering XUV-4500Q), так и для грампластинок — 10 Гц—20 кГц. Коэффициент детонации многих проигрывателей также великолепен — например, 0,012% (WRMS — взвешенный) ±0,035% по DIN моего любимца — Pioneer PL-L800 с тангенциальным тонармом, или Sony PS-XSOO с биотрейсером с теми же значениями этих параметров. Можно найти большой ряд и совсем простых в техническом исполнении проигрывателей, весьма недалеко отстающих от указанных величин.

Отношение сигнал/шум (более точно — сигнал/рокот) для проигрывателей как с пассиковым, так и с прямым приводом давно перевалил за порог слышимости и составляют ±78 дБ. Сигнал/шум самих грампластинок также составляет более 60 дБ. Если вышеуказанными параметрами обладали бы сегодняшние кассетные деки, ей-богу, за них можно было бы выложить солидные деньги.

Коробление

Вид деформации поверхности грампластинки при ее изготовлении или неправильном хранении, приводящий к подъему или опусканию участков поверхности грампластинки относительно среднего уровня. Приводит к увеличению реального плавания звука (Wow) с частотами 0,5—10 Гц, вплоть до значения в 0,2%.

Эксцентриситет

Эта погрешность при изготовлении грампластинки приводит к синусоидальному изменению линейной скорости считывания информации с частотой 0,55 Гц (для скорости 33 об/мин). Существуют, правда, технические решения, преднамеренно изменяющие скорость вращения диска проигрывателя в зависимости от отклонения головки звукоснимателя вправо или влево от центра вращения диска и уменьшающие этот дефект.

Контакт «грампластинка — игла»

Теоретически превращает воспроизводимую синусоиду в ее разновидность — поиду. Несоответствие реальной формы острия иглы и режущей кромки резца, а также их физических размеров, в общем случае приводят к возникновению как четных, так и нечетных гармоник воспроизводимого сигнала, которые приводят к нелинейным искажениям, во всяком случае, на порядок превышающем нелинейные искажения, например, оконечного усилителя мощности. Технологические издержки. Пластинки, во всяком случае тех, восьмидесятых годов, являлись продуктом кропотливого процесса редактирования, микширования, монтажа. Результатом этого является то, что, по утверждениям японцев, лучшие экземпляры грампластинок имели интегральный коэффициент детонации не менее 0,25%.

Головка звукоснимателя

Как ни странно, но звукосниматель один из самых совершенных узлов тракта звуковоспроизведения. Действительно, и частотные характеристики, и разделение между каналами, и выходные напряжения, и способность следования, и гибкость подвижной системы — все самого высокого качества, способно угодить самому привередливому меломану и самой привередливой грампластинке, пока… пока игла головки не опустится в канавку. Контакт иглы с канавкой приводит к искажениям огибания, которые возникают из-за геометрических различий между резцом рекордера и иглой головки звукоснимателя. Результатом при воспроизведении неизбежно будут не только новые гармонические составляющие, но еще и фазовая модуляция. Нелинейные искажения увеличиваются пропорционально частоте, поэтому их мешающее действие чрезвычайно велико, и они считаются определяющими искажениями головки звукоснимателя. Фазовая модуляция, в свою очередь, означает и частотную модуляцию, что является причиной, например, интермодуляционных искажений, зависящих как от прижимной силы, так и уровня сигнала.

О порядке величин нелинейных искажении головок звукоснимателей высокого класса можно судить по головке Shure V-15 Type IV — 1,2% на частоте 1000 Гц (для подвижного магнита), интермодуляционных — 2,2% для колебательной скорости 20 см/сек. Великолепная головка Ortopho № SL 20E (подвижная катушка) имеет интермодуляционные искажения около 1,0%. Я привожу здесь минимальные цифры. Посмотрим на зависимость гармонических и интермодуляционных искажения от типа иглы, предоставленный фирмой Shure (рис. А).

Рис. А. Зависимость гармонических и интермодуляционных искажения от типа иглы

Ну, и как вам величины искажений от самых совершенных форм иглы? А при неправильной установке или износе иглы они достигают вообще устрашающих величин (рис. В).

Рис. В. Коэффициент второй гармоники при оптимальном поворотном тонарме

Кроме этого, принципиально существует так называемый пинч-эффект (паразитное вертикальное перемещение иглодержателя), генерирующий при поперечной записи четные гармоники основного сигнала, а при глубинной записи — нечетные, а это в музыке — диссонирующие звуки. Правда, этот тип искажений снижается при уменьшении геометрических размеров иглы и ее малого радиуса. Существуют и менее значимые искажения, рассматривать которые в данной статье не имеет смысла из-за недостатка места.

Немного субъективного

Если вы хотите субъективно оценить свою High End-систему во всех звеньях, рекомендую достать грампластинку с записью увертюры П. И. Чайковского «1812 год», выпущенную фирмой Telarc в начале 80-х. В полном соответствии с партитурой на ней присутствует выстрел пушки, причем в данном случае было взято орудие именно тех времен. Вы можете на грампластинке почти в самом конце даже без увеличения обнаружить этот блестящий излом канавки, составляющий несколько миллиметров. Если после проигрывания этого замечательного произведения хрусталь у вас в квартире дрогнул и понес потери — ваш проигрыватель для винила достоин вашей системы. В противном случае CD-проигрыватель за разумные деньги будет лучшей альтернативой.

«Враги» виниловых грампластинок в убывающем по степени вредности порядке следующие:

  • термическое воздействие;
  • пыль;
  • влага;
  • механические свойства подвижной системы головки звукоснимателя;
  • форма иглы;
  • износ иглы.
Оптимизация сопряжения головки и тонарма по механическим характеристикам мало влияет на износ грампластинки, зато она существенно улучшает качество звучания.
Локальные перегревы грампластинок приводят к их короблению. Покоробленная грампластинка плохо прилегает к мату диска, это способствует появлению излишней гулкости звучания, а иногда приводит к отрыву иглы от канавки звукозаписи.

Грампластинку перед проигрыванием и особенно перед укладыванием в конверт необходимо тщательно обеспылить, лучше электростатическим методом. Оставшаяся пыль из-за адгезии к винилу практически навсегда «зашумляет» пластинку.

Популярное сейчас проигрывание под прижимом повышает четкость звука и способствует впрессовыванию пыли в фонограмму. Это правда. Эффективность воздействия этих двух факторов зависит от формы поверхности диска или мата.

При физико-химическом воздействии влаги на материал грампластинки постепенно «съедается» тонкая нюансировка, притупляется микродинамика. Кроме того, влага иногда способствует появлению микрофлоры на поверхности грампластинки, что приводит к повышению шумов. Ранее модный метод влажного проигрывания давно осужден.

Чтобы износ от проигрывания был минимальным, желательно иметь головку звукоснимателя с высокой динамической гибкостью (податливостью), но такие головки очень чувствительны к внешним механическим помехам и требуют дорогих проигрывателей с хорошими тонармами. В простых же проигрывателях дорогие головки могут звучать хуже, чем дешевые. Необходимо тщательно юстировать головку в тонарме по горизонтальному углу коррекции с помощью шаблона и по вертикальному углу воспроизведения с помощью прокладок или регулировки высоты тонарма. Наименьший износ грампластинки обеспечивается оптимальной прижимной силой и компенсацией скатывающей силы.

Многорадиусные иглы сложного профиля Microline, Gyger, Stereohedron, Van den Hul и т. п. лучше «звучат», меньше разрушают канавку и более износоустойчивы, чем конические (сферические) и эллиптические.

Загрязненные корундовой пылью грампластинки обладают, конечно, повышенной абразивностью по сравнению с чистым винилом. Но на практике это не очень существенно.

Система оценки Record Collector

  • Mint (M) — в абсолютно новом состоянии без отметин на поверхности или ухудшения качества звука. Обложка и все вложения в идеальном состоянии. Пластинки, заявленные как запечатанные (sealed) или неигранные (unplayed) должны быть mint.
  • Excellent (EX) — имеет некоторые следы использования, но потери в качестве звука минимальны. Конверт и вложения могут иметь лёгкий износ или лёгкие складки.
  • Very Good (VG) — видно, что пластинка игралась много раз, но сильного ухудшения качества звука нет, несмотря на видимые поверхностные царапины (scuffs) и отдельные глубокие царапины (scratches). Приемлемы обычные потёртости конверта и вложений, без каких-либо серьёзных повреждений.
  • Good (G) — проигрывали так много раз, что качество звука заметно ухудшилось. Возможны некоторые искажения, глубокие и длинные царапины. Обложка и вложения пострадали от сгибов, повреждений краёв, разрывов корешка, обесцвечивания и т.п.
  • Fair (F) — ещё можно проигрывать, но с пластинкой обращались неправильно, она имеет заметный шум и даже может «прыгать». Конверт и вложения порваны, испачканы, испорчены.
  • BAD (B) — непригодна для проигрывания или даже сломана. Обложка и содержимое очень повреждены или частично утрачены. Такая пластинка годится лишь как «заполнитель» в коллекции.

Система оценки Goldmine

  • Mint (M) — открытая или запечатанная (sealed) неигранная пластинка. Диск и конверт не имеют видимых дефектов.
  • Near Mint (NM/M-) — почти превосходная пластинка. Либо не проигрывалась ни разу, либо должна проигрываться без любых слышимых дефектов. Большинство продавцов не дают оценку выше, чем эта, поскольку считают, что не существует абсолютно превосходных пластинок. На пластинке не должно быть видно никаких следов износа, пятен или других дефектов. Конверт не должен иметь никаких сгибов, прорезов или других заметных подобных дефектов. То же самое должно быть со всеми дополнительными материалами — постерами, внутренними конвертами, листами с текстами песен и т.д.
  • Very Good Plus (VG+) — обычно оценивается в 50% или меньше стоимости пластинки в состоянии NM. На диске видны некоторые следы износа от проигрывания, но предыдущий владелец заботился о достойном хранении. Дефекты должны быть небольшими (поверхностные царапины), не влияющими на воспроизведение целиком. Допускается лёгкая неровность поверхности, не влияющая на качество звука. На этикетке (яблоке) диска может быть лёгкий износ от шпинделя (паук) или выцветание красок. Конверт может иметь небольшие знаки износа и/или прорезы. Если бы не эти несколько небольших, но заметных при визуальном осмотре недостатков, то пластинке обычно дают оценку состояния NM.
  • Very Good (VG) — обычно оценивается в 25% или меньше стоимости пластинки в состоянии NM. Большинство дефектов, описанных выше, распространяются и на эту оценку. Поверхностный шум очевиден во время проигрывания, особенно в тихих проигрышах и промежутках между треками, но не превосходит слышимость музыки в других местах. Износ дорожки более виден, как и лёгкие царапины, которые влияют на воспроизведение. На этикетке диска могут быть посторонние надписи, этикетки или следы от посторонних этикеток. То же самое относится к вкладышам или конвертам. В то же время, не должно быть множества этих недостатков одновременно.
  • Good Plus (G+) — обычно оценивается в 10% или меньше стоимости пластинки в состоянии NM. Пластинка должна проигрываться без перескоков, но может иметь значительный уровень шума поверхности, царапины и видимый износ дорожки. На конверте может быть виден след от хранения пластинки, особенно внизу и в центре. При проигрывании также слышны значительные щелчки.
  • Poor (P) — обычно оценивается в 5% или меньше стоимости пластинки в состоянии NM. Пластинка может быть сильно погнута, имеет царапины и не проигрывается без перескоков. Внутренний конверт повреждён водой, прорван по краям. На дополнительных материалах есть надписи, на них есть разрывы или видимые сгибы.

Ссылки

Copyright © 1988 ReDamn
Сайт создан в системе uCoz