The Vinyl World
Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

Цацорин Сергей

Исполнитель Альбом Запись Издатель Примечание
Цацорин Сергей Немецкая органная музыка XVII—XVIII веков 1987 Мелодия (СССР)

 

Born 1951

Biography

Сергей Цацорин (р. 1951) окончил Ленинградскую консерваторию в 1975 году по специальности фортепиано и орган, а в 1980 году — Таллинскую консерваторию по классу органа у народного артиста Эстонской ССР, профессора Х. Л. Лепнурма. Концертная деятельность началась с 1973 года. Неизменным успехом пользовались концерты талантливого органиста в Ленинграде и во многих городах СССР. В его репертуаре — сочинения композиторов XVII-XX веков (И. С. Бах, И. Пахельбель, И Вальтер, А. Резон, Ж. Ф. Дандрие, Н. Де Гриньи, Ф. Лист, С. Франк, М. Дюпре, М. Регер, Ч. Айвз и многие русские и советские авторы). Искусство Цацорина известно также любителям грамзаписи: предлагаемая пластинка — пятая.

В художественной культуре XVII и первой половины XVIII веков органная музыка занимала важнейшее место. В Германии органное искусство этого времени, которое принято называть «эпохой барокко», достигло необычайного расцвета. Это был поистине «золотой век» немецкой органной музыки. Орган в Германии величали даже «царем инструментов». Его эстетические возможности действительно необычайно богаты. Многоголосие в сочетании с огромным диапазоном, редкостные регистровые и динамические контрасты позволяли выражать в звуках разнообразнейшие чувства и переживания. Орган может потрясать и мощью торжественно-триумфальных звучаний, символизирующих возвышение человеческого духа, и приглушенностью в отображении глубокой скорби или светлой проникновенной лирики. Современники связывали орган прежде всего с католическим или протестанским богослужением. Роль органа, однако, этим не ограничивалась. Выступления органистов могли проходить вне рамок церковных служб и превращались в разновидность форм концертной деятельности. Комнатный орган (позитив) устанавливался даже в домашних условиях. Органная музыка не могла оставаться в стороне от всеобщего для искусства барокко проникновения светского начала: внедрялись народные мелодии, создавались обработки светских песен и танцев. Высшие достижения органного искусства в творчестве И. С. Баха были подготовлены деятельностью целой плеяды немецких композиторов и органистов: представителей старшего поколения — С. Шайдта, И. Я. Фробергера и непосредственных предшественников великого мастера — И. А. Райнкена, Г. Бема, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде.

Иоганн Пахельбель принадлежал к тем немногим композиторам XVII века, чье имя всегда оставалось известным в памяти потомков. Его славу органиста приумножали многочисленные ученики. С детства он обучался органному искусству в Нюрнберге и, поступив в 1669 году в Альтдорфский университет, одновременно стал работать органистом. Вынужденный прекратить университетские занятия из-за отсутствия средств, Пахельбель продолжал музыкальное обучение под руководством К. Пренца, ученика известного композитора и органиста И. К. Керля. С 1673 года он работал органистом в Вене, с 1677 года — в Эйзенахе, с 1678 года — в Эрфурте. Пахельбель подружился с семьей Бахов. Старший брат И. С. Баха Иоганн Кристоф был учеником Пахельбеля. В 1960 году Пахельбель переехал в Штутгарт и поступил на службу при Вюртембергском дворе, с 1692 года обосновался в Готе, а в 1695 году вернулся органистом в Нюрнберг. Пахельбель — плодовитый композитор, в творчестве которого ведущее место принадлежит органной и клавирной музыке. Среди органных сочинений — ричеркары, фуги, хоральные обработки, прелюдии, токкаты, фантазии, чаконы; в числе клавирных — сюиты и хоральные вариации. Он создал и вокальные произведения — арии, мотеты, кантаты, духовные концерты, «Magnificat», мессы, а также инструментальные ансамбли. Чакона фа минор — одна из шести аналогичных пьес в творчестве Пахельбеля. Этот характерный для музыки барокко жанр подразумевает вариационное развитие при сохранении мелодической формулы в одном из голосов (обычно басовом). В двадцати двух вариациях предстают различные облики сурово-задумчивой темы: она украшается фигурациями и, растворяясь в них, постепенно теряет рельефность и суровость, доводиться до торжественной кульминации в контрастирующем мажоре и, словно завершая круговорот, повторяется в конце в первоначальном виде без изменений.

Органист, композитор и теоретик музыки Иоганн Готфрид Вальтер, родственник И. С. Баха («кузен и кум», по его выражению), учился музыке в Эрфурте у одного из представителей этой семьи — И. Б. Баха. В 1702 году здесь же стал органистом церкви святого Фомы, с 1707 года — церкви Петра и Павла в Веймаре, где проработал до конца жизни. В 1708 году в Веймар переехал И. С. Бах, которого связывали с Вальтером, помимо родственных, дружеские узы. Общение с эрудированнейшим музыкантом, знатоком контрапункта Вальтером способствовало общемузыкальной эволюции И. С. Баха. Вероятно, Вальтер вызвал интерес Баха к органным переложениям концертов в итальянском духе. К тому времени Вальтер основательно изучил музыкальные трактаты, в 1703—1706 годах объездил ряд городов от Франуфурта-на-Майне и Дармштадта до Магдебурга, чтобы встретиться с ведущими музыкантами и всесторонне изучить музыку (в том числе с крупнейшим теоретиком, основоположником равномерной темперации А. Веркмайстером). Уже в 1708 году Вальтер написал «Наставление к сочинению музыки» (опубликовано в 1955 году) — первое в Германии пособие по композиции. Главное детище Вальтера — первый большой «Музыкальный словарь» (1732), содержащий три тысячи терминологических и 250 биографических статей, а также библиографические сведения. Вальтер — автор 119 сочинений для клавирных инструментов (из них около 100 органных прелюдий), 92 вокальных произведений (сохранилось 1), 78 переложений других составов для органа. Концерт си минор — одно из таких переложений: оригинал принадлежит А. Вивальди. В нем воспроизводится установленный итальянским мастером и новомодный в Германии трехчастный цикл с моторными, динамичными крайними частями (здесь они тематически родственны) и медленной задумчиво-лиричной средней.

Самуэль Шайдт деятельность в качестве органиста начал в 1604 году в Галле. В 1608—1609 годах совершенствовал органное мастерство в Амстердаме под руководством крупнейшего органиста того времени Я. П. Свелинка. Вернувшись в 1609 году в Галле, он стал придворным органистом, с 1619 года — капельмейстером, с 1628 года — «директором музыки» (руководителем хора и учителем хористов) городских церквей. В его творческом наследии наиболее важны органные и хоровые сочинения. Органные токкаты, фантазии, фуги, хоральные вариации, псалмы, светские песни и танцы были изданы в сборниках «Новая табулатура» (три тома, 1624) и «Табулатурная книга» (1650). В период 1620—1640 годов вышли сборники мотетов, многохорных концертов и концертов для двух-четырех-пяти инструментов — паваны, гальярды, аллеманды, куранты, канцоны в сборниках «Музыкальные игры» (1621—1624). Псалом «Иисус на кресте» ля минор — характерный образец хоральных обработок с cantus firmus контрапунктически соединяется с остальными, насыщенными мелодическими фигурациями голосами. Заключительная вариация с непрерывными хроматическими нисхождениями потрясает трагической безысходностью. Подобные хоральные обработки впоследствии создавали многие немецкие композиторы, а в творчестве И. С. Баха этот жанр достиг непревзойденной вершины.

Иоганн Себастьян Бах юношей усвоил богатые традиции органного искусства своих предшественников и старших современников, так что ко второму приезду в Веймар в 1708 году стал выдающимся мастером в этом виде творчества и исполнительства. Веймарская должность органиста придворной капеллы способствовала тому, что во время десятилетнего пребывания в этом городе в творчестве Баха первенствовала органная музыка, сформировался его самобытный органный стиль. Здесь было создано много замечательных органных произведений, в том числе и представленная на пластинке Пассакалия (около 1715—1716 гг.). Бах имел триумфальный успех в качестве органиста-солиста. В некрологе, опубликованном в 1754 году и составленном его сыном К. Ф. Э. Бахом и учеником И. Ф. Агриколой, сказано: «Бах был величайшим мастером игры на клавире и органе из всех когда-либо существовавших… Как неожиданны, как новы, как выразительны, как прекрасны были его изобретения во время прелюдирования! И с каким совершенством он претворял их… Двумя ногами он мог воспроизводить на педали то, что иному исполнителю с превеликим трудом удается сыграть пятью пальцами. Он в высшей степени совершенства владел искусством соединения разных регистров… Если когда-нибудь на свете был композитор, явивший миру многоголосие во всей его силе, то это, конечно, покойный Бах». Хоральные обработки, сонаты, двухчастные циклы прелюдий (токкаты) и фуги и уникальная в творчестве Баха пассакалия — таковы основные жанры его органной музыки. Пассакалия до минор, BWV 582 своей драматической порывистостью и возвышенной патетикой близка музыка Букстехуде. Пассакалией в то время называли родственный чаконе вариационный цикл на неизменную басовую тему. Эта пассакалия состоит из двадцати вариаций и двойной фуги. Первоначальная неумолимость трагического по характеру баса постепенно уступает место лирической напевности (в третьей — пятой вариациях). После новой смены характера движения (появления еще более мелких длительностей и тревожных ритмов) в одиннадцатой вариации тема возносится ввысь и вскоре достигает первой кульминации. В последующих вариациях напряжение спадает и колорит просветляется, новая кульминация сосредоточена в двух последних вариациях. Первая тема фуги содержит начальную половину темы пассакалии. Фуги завершается торжественной грандиозной кодой.

 

А. Епишин (1988 г.)

Copyright © 1988 ReDamn
Сайт создан в системе uCoz