The Vinyl World
Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

Haydn

Исполнитель Альбом Запись Издатель Примечание
Haydn Nelsonmesse 1985 Eterna (ГДР)

 

Born 1732
Died 1809

Biography

HaydnГайдн (Haydn) Йозеф (1732—1809) — австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753—56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759—61 дирижер капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази: до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений. Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провел в Лондоне. В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен. Последние годы Гайдн жил в Вене. Почетный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почетный гражданин г. Вена (1804), почетный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808).

Гайдн — представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной).

Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких, итальянских, французских, чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна. Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей. Квартеты и симфонии 50—60-х гг. еще близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чем сказались влияние Ф. Э. Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу); в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790-началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна, среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.

Copyright © 1988 ReDamn
Сайт создан в системе uCoz