The Vinyl World
Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

Лисицина Е.

Исполнитель Альбом Запись Издатель Примечание
Лисицина Е. Орган Рижского Домского собора 1981 Мелодия (СССР)

 

Biography

Евгения Лисицына — выпускница (1968) Латвийской государственной консерватории имени Я. Витолса по классу органа профессора Н. Ванадзиньша, солистка Латвийской государственной филармонии, одна из ведущих органистов Советской Латвии. Артистка концертировала почти во всех органных залах Советского Союза, неоднократно выступала за рубежом, записала ряд грампластинок на органе Рижского Домского собора (инструмент Домского концертного зала был построен известной немецкой фирмой «Э. Ф. Валькер и К°» в Людвигсбурге; орган имеет сто двадцать четыре регистра, четыре мануала и педаль; впервые он зазвучал в 1884 году). Там же записана и данная грампластинка.

Стилистический диапазон исполняемых Е. Лисицыной произведений весьма широк: он простирается от старинных классических сочинений до музыки наших дней, включает в себя произведения И. С. Баха, концерты Г. Ф. Генделя, «Времена года» А. Вивальди в ее собственном переложении для органа, сочинения М. Регера, французских композиторов и др. Заслуживает признания умение артистки возводить грандиозные построения больших форм — это особенно относится к фугам И. С. Баха и крупным произведениям М. Регера.

Сочинения, включенные в данную грампластинку, представляют собой два различных ответвления немецкой романтической органной музыки.

Сонаты Ф. Мендельсона-Бартольди, с одной стороны, используют формы и приемы развития органной музыки барокко, с другой — связаны с романтическими жанровыми картинами в столь характерной для композитора лирической манере, близкой фортепианным «Песням без слов». Третья соната (1839—1840) — двухчастная. Первая часть, Con moto maestoso, обрамляется торжественно-возвышенным праздничным маршем, а среднее звено образуют фугированные компоненты, которые льются над звучащей в педали хоральной темой «Auf tiefer Not schrei ich zu dir». Вторая часть цикла, Andante tranquillo, — лирическая, нежная «песня без слов» с кантиленной мелодией и ровным гармоническим развитием.

Четвертая соната — четырехчастная. По существу, это сюита из четырех разных в жанровом отношении картин. В первой части, Allegro con brio, фигурацию типа прелюдии сменяет энергично развивающаяся тема, а в репризе оба тематических материала объединяются по принципу контрапункта. Во второй части, Andante religioso, звучит элегантная лирическая музыка в стиле гавота, а третья часть, Allegretto, создает идиллическое настроение с пластичной мелодией и журчащим подвижным сопровождающим контрапунктом. Соната завершается картиной торжественного шествия, Allegro maestoso e vivace, которая постепенно становиться все ярче и пышнее.

Слияние двух начал слышно и в Сонате Юлиуса Ройбке (1834—1858), которая программно связана с образами 94-го псалма. С одной стороны, композитор стремиться сохранить связь органа с истоками и колоритом духовной музыки — с погружением в мир самосозерцания. С другой стороны, он пробует увидеть в органе красочность оркестра, возможность широкого развития темы, использовать обширную динамическую градацию. В этом сочинении налицо принципы формообразования, характерные для симфонической поэмой, и тематические метаморфозы, где виртуозные и энергичные фрагменты перемежаются с эпизодами лирических раздумий. Это единственная большая композиция для органа преждевременно умершего композитора — романтическая исповедь, сочинение, осененное богатством страстных, горячих, переменчивых чувст.

 

И. Грауздиня (1988 г.)

Copyright © 1988 ReDamn
Сайт создан в системе uCoz